Основание экологии




1.  В конце двадцатого века, помимо проблемы сохранения человека, в обществе появилась проблема сохранения среды обитания, Матери-Земли, России. Она возникла вследствие преступления против Природы, которое совершается забывающим древнюю культуру обществом.

Природа есть среда обитания не только человека, но и богов. Загрязнение вод - издевательство над богами рек и озер. Имена рек и озер - их имена. Уродование земли, ее отравление - боль и оскорбление Матери-Земли. Допустимо ли плевать в лицо богине? Выбрасывание в воздух вонючего дыма, вынуждение Похвиста разносить эту грязь - не бессовестно ли? Дед наш Даждьбог смотрит на нас через пелену смрада.

Такое же отношение утвердилось у нас и к Природе в малом - к тому, где обитают малые боги и духи. Повалил дерево - изгнал его духа, другие духи леса от этого гневаются. Где много загубленных деревьев, там многие умирают не своей смертью. Это известно и это знак: духи мстят. Мстят за неправедные деяния народу, а не каким-то отдельным чиновникам.

2.  Что есть месть богов? Боги и люди мстят и прощают по величию своему. Можно столкнуть идол Перуна в Днепр. При этом совершенно не обязательно, что святотатца поразит молния. Можно ли ничтожному одним деянием оскорбить бога? Но вот, по Хлебникову, свержение Перуна отразилось почти через тысячу лет поражением при Цусиме, когда стало ясно, что это оскорбление было началом тысячелетнего поругания. Откровение Хлебникова есть тайна. Прагматик вместо этого укажет ряд причин, приведших к поражению, но общей, фундаментальной причины не поймет. Последовательное историческое знание показывает, что Русь была легко покорена татарами, в то время как в Литве, где продолжали поклоняться Перуну, копыто татарского коня устоять не сумело.

Этот же характер проявления воли богов наблюдается и в случае загрязнения природы. Великие боги выносят приговор не по единственному случаю, исполняют его тоже далеко не сразу. Рассуждая "на мой век хватит, а дальше хоть трава не расти", отрекшийся от чувства времени и своей древней культуры обыватель ставит под удар будущее своих потомков. Боги языческие справедливы, но, увы, не знают жалости. Отмены их приговора нельзя добиться мольбами и покаянием, ибо по сути это будет ложь. У нас есть только один путь спасения - признать, что высшая цель и ценность человека в служении Природе, а не промышленности и государству. Признать, и в рамках этого действовать.

Именно на этой позиции бескорыстного языческого деяния во имя Природы, с пониманием, что иначе нельзя, сегодня стоит большинство экологов. Именно такую позицию разделяет язычество как природная вера.

Если мы наугад раскроем посвященный экологии "Бюллетень ИСАР" N9 за '99 год, то без труда найдем там приводящие к язычеству идеи молодых мыслителей В.Лихачева: "...архаический человек не отделяет себя от окружающей его среды и тем самым бережет ее, так же как он будет беречь любую часть своего физического тела". Также приведем слова К.Кобякова: "...существует коренное различие в отношении к природе у современной и традиционной, или первобытной культуры." Кобяков ставит вопрос о создании мифа традиционной экологической культуры, в пространстве которого будет спасена наша Природа и все наше культурное достояние.

3.  Собственно, мы тоже работаем на этот миф. Рассмотрим подробнее утверждение, что преступление против Природы есть преступление против богов и духов. Для этого нам надо будет уточнить: какая вера может называться языческой, природной, а какая нет. И выяснить, как объективно взаимодействуют с окружающей средой этносы - большие группы людей, объединенные общим способом мышления. Этнос, в частности, может объединять мышление, основанное на языческом миропонимании.

Совместное развитие этносов и биосферы рассмотрено Л.Н.Гумилевым, например, в книге "Этногенез и биосфера Земли". Гумилев делает следующий вывод. Воздействие этноса на природную среду определяется в первую очередь его возрастом, а не его религиозными представлениями. Воздействие этноса на природную среду оказывается наиболее разрушительным в его зрелом возрасте, когда в этносе начинает преобладать и становиться примером для подражания тип исполнителя с посредственными задатками, нацеленный на служение государству, а не Природе. Вместе с этим, Гумилев приводит много примеров, из которых следует, что воздействие этноса и его государства на биосферу тем более щадяще, чем лучше главы государства понимают национальную культуру, возникшую на земле, которой они управляют. И все же исторический опыт заставляет считать, что в любом случае государство исчерпывает природные ресурсы и истощает биосферу.

Будучи враждебным Природе, государство стремится отказаться от всяких природолюбивых идейных представлений. В частности, оно стремится отказаться от своей первоначальной языческой веры и принять какую-нибудь мировую религию. Даже если государство, например Древний Рим, сохраняло в зрелом возрасте свою веру, эта вера все равно должным образом изменялась. Отрадным исключением в этом оказывается Япония.

По-видимому, зрелый по Гумилеву, разрушающий биосферу этнос закономерно утрачивает или извращает свою языческую веру. Религия этого этноса утверждается иерархией священников - посредников между людьми и богами. В задачу этой иерархии входит отмывание грехов всех богатых и тех, кто вынужден совершать зло по воле государства. Эта иерархия отбирает у человека возможность прямого контакта с богами, предлагая ему взамен помощь в снятии моральной ответственности за содеянные поступки.

4.  В языческой - народной вере такая возможность исключается. Тут человек оказывается один перед богами, и никто не спасает его от их всевидящих взглядов. Свою вину он должен искупать сам. В обязанности жреца входит дать человеку это явно почувствовать.

Политическая и экономическая власть жреческого сословия в этом случае второстепенна. Жрецы, в первую очередь, являются авторитетными носителями культуры и знаний. "Волхвы не боятся могучих владык, и княжеский дар им не нужен." При таких условиях в язычестве могут быть и храмы, и учителя, и ученики. Все это призвано лишь помогать людям в понимании великих богов, но собственный их контакт с богами ничто заменить не может. В русской традиции это было закреплено тем, что на праздниках и в ответственных случаях священнодействовать могли не только жрецы, но и старейшины семей, главы родов, князья - главы племен.

Таково различие между языческой верой, в рамках которой преступление против Природы есть разрушение Храма, преступление против богов и духов, и государственной религией, построенной на многобожии или на поклонении одному богу.

Из русского язычества Владимир не смог сделать государственной религии. Поэтому он и обратился к христианству. В рамках христианства не запрещается быть враждебным Природе, ибо мир земной временен и нечист. Раз язычники поклонялись камням, деревьям, озерам и рекам, то расправа со всем этим угодна богу, ибо есть расправа с нечистью.

Поэтому христиане с душевной легкостью и чувством праведного дела разбивали священные камни, вырубали рощи, срывали холмы и курганы. Вот фрагмент письма новгородского архиепископа Макария к Ивану Грозному: "...Суть же скверное мольбища их: лес и каменья, и реки, и болота, источники и горы, и холмы, Солнце и Месяц, и звезды, и озера. И просто всякому сущему поклоняются яко богу..."

Убедив за многие столетия наш народ в том, что все прекрасное в Природе носит характер скверного мольбища, христианство подготовило этим почву варварствам прогресса. В результате мы стоим виновными перед своими богами. Мы забыли, что красота Природы есть красота священная - залог бессмертия жизни. Когда по воле государства человек подносит бензопилу к дереву, он губит своих потомков.

Тысячу лет назад человек более зависел от природных катаклизмов, чем от произвола других людей. Тогда он поклонялся Природе. Во втором тысячелетии социальный гнет изменил ситуацию. Тогда появился бог, готовый избавить от социальной несправедливости через смерть - Христос. Но грядет третье тысячелетие. Вновь человек зависит от Природы. Теперь он уже подобен великану Святогору. Земля готова отказаться носить его. Становится все более ясно, что люди виноваты перед великими богами, и если они не признают этого в третьем тысячелетии, то не переживут его. Очевидность этого внесет поправку в модель этногенеза Гумилева.

5.  Как спастись от гнева богов? Что можно сделать сейчас и малыми силами? Есть в нашем обществе радикальные экологи, которые готовы не останавливаться перед преступлениями, если требуется защищать Природу. Так или иначе - это разновидность революционного терроризма, который не оказывает в наше время влияния на масс. Но и просто опубликования экологических прогнозов и фактов оказывается недостаточным. Человек по сути своей нелогичен. Его более побуждают к действию не голые факты, а чувства. Чувство любви и ответственности за свою землю призвана дать языческая вера.

Поэтому на каждом язычнике лежит долг - восстановить, вернуть языческое мироощущение себе и своим близким, другим людям. Оно заставит смотреть правде в глаза и поэтому покажется людям неудобным. Оно может быть принято лишь вместе со своей красотой, со своими ценностями. Поэтому объяснение необходимости сохранения Природы должно быть естественно совмещено с народными праздниками. Так, например, если в прилегающем к городу лесном массиве организуются народные гулянья на Масленицу или на Купалу, то лес может стать священным - можно добиваться для него статуса парка. Так он будет спасен от вырубки. Второй шаг - это организация в нем экологического поста. Парк надо уберечь от захламления гуляющим народом.

Много лет, с 1983 года, такую роль выполнял Эколого-культурный центр "Царицыно" в Царицынском парке Москвы. На его основе сложилось общество "Вятичи", которое в 1996 году сформулировало "Русский языческий манифест".

Вообще, если какое-либо место русской земли планируется уничтожить промышленностью, то вместе с оглаской экологических последствий надо изыскивать исторические, культурные и эстетические ценности этого места и во всеуслышание говорить о них. Основное внимание надо обращать на необычные природные объекты, ибо они не только формируют сознание живущих рядом с ними людей, но часто являются домом местных богов и духов. С гибелью редкого природного объекта может ухудшиться и жизнь во всей округе.

6.  В нашей стране существует очень мощное экологическое законодательство. Но оно скрыто, и опыт его применения минимален. Если бы языческая идея овладела людьми с юридическим образованием, имеющими возможность работать в сфере экологии, то мы бы получили мощных борцов за сохранение нашей Природы. Так или иначе, кто-то с языческим образом мышления и чувством обязанности перед своей землей должен проникнуть в сферу экологического законодательства.

Так что путь спасения лежит через веру и закон. Но, как мы видим на сегодня, без природной веры и закон мертв. Поэтому вера в вопросах экологии оказывается первостепенной. Спасение возможно только через восстановление связи с предками и родной землей. Так понимается воля великих богов. Ибо заканчиваются политические баталии, рушатся химеры - государства, вырождаются лжеидеи. Отработав свой век, они идут в небытие и на поругание. Вечным для человека остается его земля, его Природа и достижения предков. Иного пути спасения, кроме как через восстановление своей связи с предками и родной землей, нет. Так понимается воля великих богов.

На данную тему см. также:  Язычество и экология



автор: Велимир
Община "Коляда Вятичей"
142092, Московская обл.,
г. Троицк - 1, а/я - 3,
Сперанскому Н.Н.





Hosted by uCoz